Информация для независимых экспертов
Главная » Файлы » Родителям » Ковальчук Т.В. |
[ · Скачать удаленно () ] | 13.05.2020, 04:20 |
Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами: ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля; ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся; ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша; ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет; ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.; Наконец, в чистоговорках: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля. ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле. ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели. ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю. И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся: Ой, люли, люли, люли, Детки в люльках видят сны. Спят на ветках гули… Все давно уснули! Мы ели, ели линей у ели, Их еле-еле у ели доели. Посидели мы у ели, На качели поглядели. Козлика заметили, На поклон ответили. Лис улёгся в тень у липы. Лис считает листья липы. В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными: АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.); СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.); Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!). ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль. УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль. ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель. ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль. Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними: ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай; ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша; ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко; ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д. Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки: ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала. ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу. ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло. ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы. Из потешек выберите такие: Сова-совушка, сова, Большая голова. На колу сидела, На луну глядела, Глазами блестела. Глазоньки хлоп-хлоп, Лапочки топ-топ. И – полетела! Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли. Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. (В. Лифшиц) Сели птахи на шесток. А котята – в уголок. Сели-посидели, Песенку запели. Услыхали ложки, - Вытянули ножки. Услыхали калачи, - Поскакали все с печи! Луна лучится, как латунь, Лягушкой лакомится лунь. Летит весёлая пчела, Легла на лес ночная мгла. ( В. Лунин) Шла лисичка по лесу, Несла вязанку хворосту. Вытопила баньку, Искупала Ваньку Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Ты не бегай по лугу! На лугу-то лужица, - Голова закружится! Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л'] в обратных слогах и словах с ними: АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.) ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.). Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам: АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал. ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол. УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл. ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла. На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания: - Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л]. - Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л]. - Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л]. Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки: Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу голодный? (Волк) Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём. Колкую, зелёную в гости позовём. (Ёлка) В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живёт в тепле? (Белка) Этот комок с яблони – скок! Упал, покатился, в листья забился. (Яблоко) По небу катается, Ночью появляется. То толстеет, то худеет. Светит, но совсем не греет. (Луна) Я землю копала. Ничуть не устала! А кто мной копал, Тот и устал. (Лопата) В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками: Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. Коля колья колет. Поля поле полет. Толкал лапой Полкан палку. Полкан палку толкал лапой. Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила. У елки иголки колки. Иголки колки у елки. В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод. Наш Полкан попал в капкан. Кот молоко лакал, А Витя булку в молоко макал. Дятел дуб долбил, да не додолбил. Котик ниток клубок укатил в уголок. Укатил в уголок котик ниток клубок. Поле-то не полото, поле-то не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить. Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л']: Колокольчик Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики цветы Очень вежливы. А ты? (Е. Серова) Обменяла куклу Куклу Милу Лида мыла, С куклы грязи не отмыла. Но от мыла кукла Мила Полиняла, как могла. От обиды куклу Лида Обменяла на осла. (Н. Кончаловская) Зиму всю мели метели Зиму всю мели метели, - Клёны, липы поседели… А весной повеселели, Зацвели, зазеленели. (И. Демьянов) Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л'] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится! | |
Просмотров: 473 | Загрузок: 218 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Дача [4] |
Программа дача [4] |
Соколова Ж.А.
[2]
Информация от педагога-психолога
|
Абрамова Ю.Н.
[16]
Абрамова Юлия Николаевна
|
Самойлова Е.Г. Новости
[21]
Самойлова Екатерина Геннадьевна
|
Информационная безопасность [1] |
Безопасность. Архив [21] |
Сиркис А.О. [48] |
Жемайтите Н.Г. [0] |
Кравчук И.А. [19] |
Старцева М.Д. [11] |
Перелыгина М.А. [17] |
Ковальчук Т.В. [17] |
Андрийчук Л.А. [22] |
Тулзакова Н.С. [34] |
Воробьева М.С. Для родителей [10] |
Воробьева М.С. Для коллег [2] |
Воробьева М.С. Методическая копилка [1] |
Пожарная безопасность [6] |
Пожарная безопасность. Архив [2] |
Лодяная А.В. [18] |