Информация для независимых экспертов
Главная » Файлы » Родителям » Сиркис А.О. |
06.05.2020, 14:11 | |
Очень часто нам приходится говорить с детьми о важных вещах. И очень часто мы задаемся вопросом "как"? В данной статье вы можете найти несколько советов в ответ на этот вопрос. Дать ребенку ощущение безопасности Детям любого возраста очень важно чувствовать безопасность. Они должны быть уверены, что если приходят к своим взрослых, которым доверяют, то получат ответ. Терпеливо отвечать на одни и те же вопросы снова Дети, особенно маленькие, могут задавать одни и те же вопросы снова и снова, ходя по кругу. Взрослым нужно быть готовыми каждый раз терпеливо отвечать на эти вопросы. Снова и снова говорить, что с нами все будет хорошо, все будет хорошо, мы знаем, как действовать в случае опасности и обязательно убережемся. Давать телесный контакт В любой тревоге всегда задействовано тело. Поэтому важно обнимать, давать почувствовать границы. Подготовиться к разговору Быть готовым, что если в информационном поле тема существует — дети могут прийти с вопросами. Важно не отворачиваться, не говорить «успокойся», а дать правдивый ответ в соответствии с возрастом. Отвечать только на вопросы, которые задает ребенок С 4-5 лет дети могут приходить с вопросами о войне, о насилии. Детям такого возраста важно давать информацию кратко. Отвечать именно на тот вопрос, который задает ребенок. Не поднимать те аспекты, о которых ребенок не спрашивает. Проговаривать рутинные вещи Напоминать ребенку, кто рядом, к кому можно обратиться, когда нужна поддержка. Проговаривать информацию, которую ребенок должен знать по возрасту — адрес, кого из взрослых и где можно найти, если ребенок оказался сам, как вести себя в случае опасности. Напомнить, кто рядом с ребенком Дошкольникам и младшим школьникам важно дать понять: «Я рядом с тобой. А еще рядом с тобой есть…» — перечислить тех близких, которые заботятся о ребенке и к которым он может обратиться. Показать, что война — это где-то далеко, а здесь твой большой, безопасный, спокойный взрослый. На опасной территории повторять план действий Если ребенок находится в прифронтовой зоне — говорить, что мы знаем, как обезопасить себя. Повторять с ребенком, что надо делать, если ты слышишь сирену или выстрелы, при пожаре, чего нельзя делать. В Израиле начиная с детского сада еженедельно повторяют план действий в случае теракта. Если ребенок живет на прифронтовой территории — это должно быть так же. Показать сплоченность солдат Когда дети младшего возраста спрашивают о солдатах, погибающих на войне — они косвенно спрашивают: «В безопасности ли я? Может ли это произойти со мной или моими близкими?» Тогда уместно объяснить: «Солдаты — люди, для которых это работа. Они нас защищают, они далеко (или здесь, близко — если это прифронтовая территория). Рядом с ними есть много людей смелых, отважных. Они защищают также друг друга, помогают друг другу». То есть дать ощущение сплоченности и общности. Это особенно важно, если среди близких есть человек, участвующий в боевых действиях — надо дать понимание, что он там не один, что рядом с ним те, кто может о нем позаботиться. Такой образ является терапевтическим и поддерживающим для детей любого возраста. Разрешить чувства Ответ «не волнуйся» не лишит тревожного импульса. Можно говорить: «Я вижу, что ты волнуешься за солдат, за людей, вокруг которых война. Я тоже волнуюсь» — показать, как именно взрослые переживают эти чувства, как справляются со своим страхом. Помочь прожить этот импульс — дать глину, порисовать, ведь ребенок не всегда может выразить свои чувства словами. Когда есть признаки, что ребенка что-то напугало, поразило — с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста надо играть. Лимбический мозг тоже занимается проигрыванием страха. Играть следует так, как ребенок сам поведет, не нужно ничего навязывать или предлагать. Надо ассистировать, сопровождать в этом процессе, никак не вести. Дети хорошо самотерапевтируются через игру. Слушать ребенка внимательно Надо быть рядом с ребенком, слушать его. Особенно это нужно подросткам, хотя иногда кажется наоборот. Им важно знать, что ваше внимание с ними, вы не в смартфоне, а смотрите глаза в глаза. Этот контакт является приглашением к диалогу: «Ты можешь мне доверять, можешь мне сказать, я рядом и поддержу». Дать импульс для действия Если в зоне боевых действий или на неподконтрольной территории находятся люди, которым грозит опасность, и дети за них переживают, следует давать импульс на действие. Внушать понимание, что хотя бы немного, какой-то микропроцесс от них зависит. Можно написать письмо, отправить помощь солдатам. Многое зависит от того, во что верит семья: если это приемлемо, можно помолиться, поставить свечку в церкви за здоровье. Придумать собственные ритуалы С детьми младшего возраста работают ритуалы, которые помогут им справиться с тревогой, грустью. Например, поговорить о чем-то, а потом смыть водой тревогу. Если ребенок грустит, узнав о чьей-то смерти — поставить свечу, вспомнить этого человека, отпустить шарик в небо, отпустить что-то по реке. Называть вещи своими именами Нельзя говорить о погибших, что они «уснули», «ушли», поскольку это может навязать страх, что спать — значит умереть. Надо говорить как есть — человек умер, если ребенок об этом спрашивает. Говоря о смерти, возвращать в точку безопасности Дети понимают, что жизнь конечна. С 4-5 лет они начинают задавать эти вопросы, это возрастная норма. Отвечать следует в зависимости от того, во что семья верит — что происходит с душой. Говоря с детьми о смерти, важно возвращать их в точку безопасности. Всегда заканчивать этот разговор словами: «Ты здесь в безопасности, и я в безопасности, мы будем жить долго. Мы знаем, что делать, чтобы позаботиться о себе». У взрослых могут быть свои страхи, но ребенку надо дать ощущение: «Я все контролирую, я большая как скала мама, и ты в безопасности». | |
Просмотров: 375 | Загрузок: 0 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Дача [4] |
Программа дача [4] |
Соколова Ж.А.
[2]
Информация от педагога-психолога
|
Абрамова Ю.Н.
[16]
Абрамова Юлия Николаевна
|
Самойлова Е.Г. Новости
[21]
Самойлова Екатерина Геннадьевна
|
Информационная безопасность [1] |
Безопасность. Архив [21] |
Сиркис А.О. [48] |
Жемайтите Н.Г. [0] |
Кравчук И.А. [19] |
Старцева М.Д. [11] |
Перелыгина М.А. [17] |
Ковальчук Т.В. [17] |
Андрийчук Л.А. [22] |
Тулзакова Н.С. [34] |
Воробьева М.С. Для родителей [10] |
Воробьева М.С. Для коллег [2] |
Воробьева М.С. Методическая копилка [1] |
Пожарная безопасность [6] |
Пожарная безопасность. Архив [2] |
Лодяная А.В. [18] |