Информация для независимых экспертов
Главная » Файлы » Родителям » Сиркис А.О. |
22.04.2020, 20:37 | |
Поощрение и наказание — простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка. Поощрения и наказания должны строиться на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой - то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной ситуации потребности в коррекции поведения детей. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: • одобрение; • ободрение; • похвала; • благодарность; • предоставление почетных прав и т. д. Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Важно соблюдать определенные требования к поощрению. Поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребенок не только когда он добился успеха, но и когда добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребенка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное осуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает. Наказывая ребенка, вы учите отвечать ребенка за последствия своих поступков. К сожалению, многие задают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние, не желание исправится, а совсем другие чувства: - возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»; - месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь»; - протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»; - изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»; - снижение самооценки «Я плохой». Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий (не разрешить смотреть мультфильм вечером). Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае. Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение. Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек, ни при каких ситуациях, не должен сомневаться в вашей любви. Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила: 1. Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность. 2. Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули. 3. Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься). 4. Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы (нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т. д.). 5. Растолковывайте правила доступным языком, не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно («Отпусти кошку, ей больно»). 6. Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие». 7. Создайте необходимую среду для роста и развития (организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться). 8. Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит. 9. Соблюдайте разумную альтернативу («Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу»). 10. Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете. 11. Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь». 12. Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя. 13. Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»). Требования к поощрению • Поощрение должно быть справедливым; • Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи; • Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка; • Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка; • Не злоупотреблять и не захваливать; • Использовать различные меры поощрения; • Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души. Педагогические требования к наказанию • Наказание должно быть строго субъективным; • Сочетать наказание с убеждением; • Отсутствие поспешности в применении наказания; • Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов; • Наказание должно быть строго индивидуализировано; • Не злоупотреблять наказанием. | |
Просмотров: 436 | Загрузок: 0 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Дача [4] |
Программа дача [4] |
Соколова Ж.А.
[2]
Информация от педагога-психолога
|
Абрамова Ю.Н.
[16]
Абрамова Юлия Николаевна
|
Самойлова Е.Г. Новости
[21]
Самойлова Екатерина Геннадьевна
|
Информационная безопасность [1] |
Безопасность. Архив [21] |
Сиркис А.О. [48] |
Жемайтите Н.Г. [0] |
Кравчук И.А. [19] |
Старцева М.Д. [11] |
Перелыгина М.А. [17] |
Ковальчук Т.В. [17] |
Андрийчук Л.А. [22] |
Тулзакова Н.С. [34] |
Воробьева М.С. Для родителей [10] |
Воробьева М.С. Для коллег [2] |
Воробьева М.С. Методическая копилка [1] |
Пожарная безопасность [6] |
Пожарная безопасность. Архив [2] |
Лодяная А.В. [18] |