Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Режим работы ПН-ПН - 7:00-19:00 СБ,ВС - выходные дни
Контакты +7 (812) 572-15-88 podrostay-ka.ucoz.net
Email dou19.centr@obr.gov.spb.ru
Главная » Файлы » Родителям » Тулзакова Н.С.

Что такое возрастные нормы речевого развития. Как не пропустить сенситивные периоды.
28.01.2022, 21:55
Что такое возрастные нормы речевого развития. Как не пропустить сенситивные периоды. «Это нужно срочно исправлять! Где же вы были раньше?! Ваш ребенок не соответствует возрастным особенностям.» Такие фразы часто слышат родители на приемах у специалистов в области речи, раннего развития. Что за нормы и на что опираются логопеды, когда говорят о том или ином отставании – расскажу в данной статье. Детские логопеды, психологи, неврологи в своих работах опираются на каноны — возрастные нормы, которые были выявлены путём десятилетних исследований, наблюдений и рассмотрением ряда теорий в этой области. (Хотя и их в последнее время пытаются изменить без доказательной базы или каких-либо исследований). «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период», — писал Л.С. Выготский Интересный факт: зарубежные специалисты применяют возрастные нормы по отношению к детям, опираясь на труды наших советских учёных. Они приняты и утверждены во всём мире. Главное, что стоит запомнить, что возрастные нормы были разработаны с учётом биологического и индивидуального развития детей. Поэтому ребёнок может чуть позже или чуть раньше научиться чему-либо, но такой разрыв не должен быть больше 2 месяцев (например, малыш в норме начинает сидеть от 6-8 месяцев, если этого не происходит, необходимо обратиться к неврологу). ЧТО ТАКОЕ СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ? Снова обратимся к Л.С.Выготскому. Он определил очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их - сенситивные (сензитивные) периоды развития. «В этот пери¬од вли¬я¬ния ока¬зы¬ва¬ют воз¬дей¬ст¬вие на весь ход раз¬ви¬тия, вы¬зы¬вая в нем те или дру¬гие глу¬бо¬кие из¬ме¬не¬ния. В дру¬гие пе¬ри¬о¬ды те же са¬мые условия мо¬гут быть ней¬т¬раль¬ны¬ми или да¬же ока¬зы¬вать об¬рат¬ное дей¬ст¬вие на ход раз¬ви-тия». Существует ограниченная во времени повышенная активность, чувствительность нервной системы к разным стимулам внешней среды в процессе обучения, влияющего на развитие определённых навыков ребёнка. Учитывая в процессе обучения, воспитания сенситивные периоды развития, мы развиваем ребёнка гармонично, не нарушая его природную закономерность, не мучая его нервную систему. Свои сенситивные периоды развития характерны для всех живых организмов. Например, бесполезно и даже вредно учить малыша ходить в 5 месяцев, это слишком рано для овладения этим навыком, т.к. еще не готов его мышечный аппарат и т.д. Еще один пример - дети «Маугли». Так называют детей, которых находят в лесу, с кем не общались люди, не были созданы благоприятные условия в важные для них периоды развития. Если таких детей находили уже после 6 лет, их невозможно было научить речи, общению, нормам поведения, т.к. закрылось окно сенситивного периода развития речи. Парадоксально, но в современном обществе стало появляться всё больше подобных случаев; и происходит это не в далеких джунглях, а обычных квартирах, где неговорящие дети по разным причинам предоставлены сами себе. ВАЖНОСТЬ сенситивных периодов Это нужно помнить! - сенситивные периоды развития проходят все дети дошкольного возраста; - на развитие ребёнка влияет взрослый. Это происходит через обучение новым навыкам, создание благоприятных условий; - дошкольный возраст – это САМЫЙ главный период для обучения и развития; - периоды не идут друг за другом и не имеют четких сроков. Бывают, что несколько периодов идут параллельно в течение длительного времени. ПОЧЕМУ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ НА ЖИЗНЬ РЕБЁНКА? Сенситивные периоды в дошкольном возрасте для ребёнка не просто актуальны и значимы, они будут ВЛИЯТЬ, на всю его дальнейшую взрослую жизнь. Часто родители интуитивно чувствуют, когда и чему ребёнка нужно учить, что ему можно предложить, чем он интересуется. Они шаг за шагом продвигаются с ним в развитии. Также интуитивно могут почувствовать, что есть какая-то проблема, что нужно обращаться за помощью. Выделим пять сенситивных периодов развития речи, предложенных Л.С. Выготским: 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики. 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи. 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение. 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры. Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию: СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ 0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам. 1-1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова. 2-2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка. 2,5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли. 3,5-4 года: осознанное употребление речи. 4-4,5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем. 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т.е. понимать чужие мысли. Сравнив периодизации Л.С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга. В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает. Подробно возрастные нормы речевого развития будут представлены ниже в виде таблицы. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ Ребёнку необходим порядок во всём: в поведении взрослых, в обстановке, во времени. Об этом М. Монтессори сказала: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает».У ребенка свой стульчик, своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что одежда лежит в шкафу, а посуда - на кухне. Малыш возмущается, если мама взяла папину чашку из-за того, что нарушен порядок. После установления режима дня (до 1г.), ребёнок уже знает, когда он завтракает, гуляет, купается и слушает сказку. Он буквально помешан на последовательности. Вы можете замечать, как малыш выбирает одну и ту же сказку, кладёт на место свои игрушки или переставляет вазу на своё прежнее место. В этот период уже важно выдвигать одни и те же требования. Они должны быть одинаковыми у всех взрослых членов семьи, постоянными и конкретными. Важно знать! - Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания. - После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ В этот период необходимо создавать условия, провоцировать ребёнка на познание мира через различный чувственный опыт. Позволять ребёнку двигаться, играть двумя руками, нюхать, пробовать еду, продукты на вкус во время совместного приготовления пищи, слушать, рассматривать и много играть с природными, бытовыми предметами, а не только с игрушками. Я бы сказала, нужно позволять познавать мир вокруг таким, какой он есть: топать по лужам, пускать кораблики по ручейкам, пачкаться в огороде, месить грязь руками на улице, лазать по деревьям, бегать под дождиком босиком и многое другое. Важно знать! - Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи. - Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ В этот период ребёнок в восторге от мелких предметов, он в буквальном смысле заворожен крошками, пуговицами, горошинками и другими сыпучими веществами. Дети предпочитают нанизывать бусины, собирать лего, они становятся коллекционерами киндер-игрушек: расставляют их, перебирают, играют с ними. Очень полезно поддерживать и предоставлять возможность ребёнку в таких занятиях. Важно знать! - Развивая движения кистей рук, вы подготавливаете ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку. - Ошибочно считается, что, развивая мелкую моторику пальцев рук, вы развиваете речь ребёнка. Чтобы это работало, нужно параллельно подключать проговаривание потешек, стихов, пение песенок, тем самым происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ Движение – это жизнь! Именно движения передают всевозможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейронной сети. Создавайте условия для активных игр и движений ребёнка. Поддерживайте малыша и помогайте ему осваивать спортивное игровое пространство на уличных площадках, учите кататься на велосипеде, ходить по брускам, «ходить» на руках. Играйте в подвижные игры каждый день! Важно знать! - Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе. - Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ Ребёнок растёт и активно проявляет инициативу быть самостоятельным, делать самому, как папа, как мама. В 1 год ребёнок может сам пить и держать чашку без помощи взрослого, в 1,5-2 года может научиться есть без помощи, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно создавать условия и позволять ребёнку учиться это делать самому. Важно знать! - не уничтожайте инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений; - когда вы кормите ребёнка до 5-6 лет с ложки, вы тормозите развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения. СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ Родители своим примером учат малыша благодарить, спрашивать, сотрудничать, приобщают к культуре, посещают с ним цирки, детские мероприятия, спектакли. Родители помогают усваивать ребёнку основные формы общения. Важно знать! - именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения; - посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей, выставок расширяет не только кругозор ребёнка, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи. - ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление. Сенситивный период развития речи заканчивается быстро, поэтому важно не терять время на уточнения диагноза. Чем раньше обнаружены нарушения в речевом развитии ребенка, тем эффективнее будет помощь. Все дети независимо от нарушения, должны пройти одни и те же этапы развития, которые создают фундамент для речи. Я подведу итог словами исследователя детского развития Г.Я.Трошина: «…те и другие - люди, те и другие – дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития: в то время как нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития, эволюция ненормальных детей идет крайне медленно".
Категория: Тулзакова Н.С. | Добавил: ТулзаковаНС | Теги: речевые нормы, сенситивные периоды
Просмотров: 94 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
НОК УООД
Поиск по сайту
РОДИТЕЛЯМ!
Страница руководителя
Горячая линия

«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04

Наши достижения

Посмотреть

Безопасность
Категории раздела
Официальные сайты
Статистика