Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Чем характеризуется этот возраст для речи:
-
В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
-
Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
-
Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
-
Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
-
Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими.
-
Возникают сложности с буквами «л» и «р».
-
Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
-
Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
-
Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
-
Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
-
Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
-
Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
-
Точно называет предметы и их качества.
-
Придумывает собственные слова и даже стихи.
-
В речи много прилагательных, предлогов.
-
Становится больше личных местоимений
-
Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
-
Происходит овладение монологической речью и пересказом.
-
Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
-
Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
-
Говорит не быстро.
-
Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
-
Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
-
Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
-
Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
-
Знает, где право, лево; сколько времени.
-
Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
-
Склоняет существительные по числам и падежам.
-
Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
-
Верно использует все части речи
-
Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
-
К семи годам в речи почти нет ошибок, все звуки четкие, ударения верные.
|