Потешки и небольшие стихи для детей. Эти стихи можно просто разучивать, можно придумывать для них всевозможные мелодии - получатся Песенки-потешки с движением, можно использовать эти тексты в работе над ритмом, выделяя хлопком или шагом сильную долю в стихотворении.
Работать над этим материалом всегда радостно и весело!
Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Малышам под эти потешки можно стиричь ноготочки. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха»
***
(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — месит тесnо,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
***
(перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.
***
(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
***
(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
***
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
***
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.
***
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).
***
Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)
***
Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук (стучать кулачками друг о друга)
***
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
***
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ «ЖИВОТНЫЕ»
«Коготочки»
У Кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
|
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней
части ладошки. Большой палец прижать к указательному.
Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно
играть со второй рукой и двумя руками.
|
«Котята»
Повстречались два котёнка:
Мяу-мяу!
Два щенка: ав-ав!
Два жеребёнка: иго-го!
Два тигрёнка: р-р-р!
Два быка: му-у!
Посмотри, какие рога!
|
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы
правой и левой рук, начиная с мизинца.
Показать «рога», вытянув указательные пальцы и
мизинцы.
|
«Зайчата»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
|
При перечислении животных считать пальцы на обеих
руках поочерёдно.
|
« Зайчик-кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое-
Блестит, словно золотое.
|
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и
средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный соединить в кольцо.
|
«Про кошку»
Подставляй ладошку,
Расскажу про кошку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз – два – три – четыре - пять!
Вот - кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет!
|
Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.
Гладят ладонь другой рукой.
Шевелят пальчиками.
Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Поочередно загибают пальчики на руке.
Сжимают пальцы в кулак, разжимают их.
Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки.
«Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
|
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ «ИГРУШКИ»
«Зайка»
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
|
Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу
«Открыть» книгу
«Закрыть» книгу
«Открыть» книгу
«Закрыть» книгу
|
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
(указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу).
|

|
«Шарик».
Надуваем быстро шарик,
Он становится большим,
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонким и худым.
|
Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них,
При этом пальчики принимают форму шара.
Воздух «выходит» и пальчики
принимают исходное положение.
|
«Гномики»
Стали гномы гостей приглашать,
Стали гномы гостей угощать,
Каждому гостю досталось варенье,
Пальчики склеило то угощенье,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могут взять даже и ложки.
|
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.
Затем наоборот.
«намазывать» варенье на кончик каждого пальца
Последовательно, начиная с большого, склеить пальцы
Прижать ладошки одна к другой.
Плечи приподнять, руки слегка
развести в стороны – «удивиться»
|
«Пять пальцев».
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибать пальчики на обеих руках.
|
 
|
|