Перейти на страницу НОКО
Главная » Статьи » Наши специалисты » Соколова Ж.А. |
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Ребёнок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Характерна эмоциональная напряжённость, беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно; ребёнок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Нарушается реактивность организма, что приводит к частым заболеваниям (общее подавленное состояние +чужая вирусная флора). Различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю, тяжёлую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. При легкой адаптации (благоприятной) в течение месяца у ребёнка нормализуется поведение, он спокойно и радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у ребёнка восстанавливаются речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими не нарушаются, он достаточно активен, но невозбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3 недели они восстанавливаются, острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести (условно благоприятной) нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: ребёнок становится малоподвижным, плаксивым, не стремится исследовать новое окружение. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щёки, усиливаются проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в острой респираторной форме. Тяжёлая адаптация (неблагоприятная). Ребёнок начинает тяжело и длительно болеть, защитные силы подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют от тех многочисленных инфекционных агентов. Это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом развитии ребёнка. Другой вариант: неадекватное поведение ребёнка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребёнка может возникнуть стойкий отказ от еды и невротическая рвота при попытке его накормить. Ребёнок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный. Общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Темпы развития замедляются, появляется в отставании речи, отсутствует интерес к игре и общению. Улучшение состояния происходит медленно, в течение нескольких месяцев. Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду. Существует ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребёнок справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.
Очень тяжело детям, которые очень избалованные или заласканные. В детском саду, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно и одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие с взрослым, сниженная игровая активность при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребёнка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость и опасение. Советы родителям
| |
Просмотров: 700 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Соколова Ж.А. [15] |
Макарова А.С. [23] |
Морякова Е.Е. [19] |