Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Режим работы ПН-ПН - 7:00-19:00 СБ,ВС - выходные дни
Контакты +7 (812) 572-15-88 podrostay-ka.ucoz.net
Email dou19.centr@obr.gov.spb.ru
Главная » Статьи » Наши специалисты » Соколова Ж.А.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

       Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Ребёнок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

      Изменение образа  жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Характерна эмоциональная напряжённость,  беспокойство или заторможенность. Ребёнок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное  неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно; ребёнок  не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Нарушается реактивность организма, что приводит к частым заболеваниям (общее подавленное состояние +чужая вирусная флора).

Различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю, тяжёлую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При  легкой адаптации (благоприятной) в течение месяца у ребёнка нормализуется поведение, он спокойно и радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель.  К концу месяца у ребёнка восстанавливаются речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими не нарушаются, он достаточно активен, но невозбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3 недели они восстанавливаются, острых заболеваний не возникает.

Во  время адаптации средней тяжести (условно благоприятной) нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит  восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: ребёнок становится малоподвижным, плаксивым, не стремится исследовать  новое окружение. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: функциональное нарушение стула, бледность, потливость,  «тени» под глазами, «пылающие» щёки, усиливаются проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в острой респираторной  форме.

Тяжёлая адаптация (неблагоприятная). Ребёнок начинает тяжело и длительно болеть, защитные силы подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют от тех многочисленных  инфекционных агентов. Это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом развитии ребёнка.

Другой вариант: неадекватное поведение ребёнка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребёнка может возникнуть стойкий отказ от еды и невротическая рвота при попытке его накормить. Ребёнок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный. Общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Темпы развития замедляются, появляется в отставании речи, отсутствует интерес к игре и общению. Улучшение состояния происходит медленно, в течение нескольких месяцев.

Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому  саду.

Существует ряд факторов, определяющих, насколько  успешно ребёнок справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни.

  • Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый и развитый ребёнок обладает большими возможностями к адаптации. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы.У него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.
  • Возраст. С ростом и развитием ребёнка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни ребёнок привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним; во втором – усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно  перемещаться в пространстве, свободно действует руками. Но ребёнок сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у ребёнка возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте 9-10 месяцев до 1,5 лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребёнка появляется возможность речевого общения , свободного перемещения в пространстве и зависимость  от взрослого постепенно ослабевает. Но ребёнок по-прежнему нуждается в защищённости, опоре, который даёт ему близкий человек.
  • Степень развития  у ребёнка предметной деятельности и умения общаться с окружающими.  В раннем возрасте ребенок овладевает  совместно со взрослым миром предметов. Взрослый  становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия и  прийти к нему на помощь.  В таком  взаимодействии  между двумя партнёрами появляется новое звено—предмет, который отвлекает ребёнка от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Такая форма общения является залогом успешного вхождения ребёнка в более широкий социальный контекст.

 Очень тяжело детям, которые очень избалованные или заласканные. В детском саду, где воспитатели не могут уделять  им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно и одиноко. У  них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие с взрослым, сниженная игровая активность при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребёнка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость и опасение.

Советы родителям

  1. Создайте условия для спокойного отдыха ребёнка дома.  В это время не стоит его водить в гости, в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Ребёнок перегружен в этот период впечатлениями, не следует перегружать ещё больше нервную систему.
  2. В присутствии ребёнка  всегда положительно отзывайтесь о воспитателях и детском саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребёнку придётся ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это сделать, уважая воспитателей.
  3. В выходные дни не меняйте режим дня ребёнка. Можно позволить поспать чуть немного дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребёнку требуется выспаться, значит режим дня у вас организован неверно, и ,  возможно ваш ребёнок ложиться слишком поздно.
  4. Не отучайте ребёнка от вредных привычек (например: от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребёнка. У него в жизни сейчас много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  5. Постарайтесь, чтобы дома ребёнка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте и гладьте ребёнка по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше его хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка.
  6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский сад,
  7. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую, также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме). Дети этого возраста могут нуждаться в предмете –  заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнок гораздо быстрее успокоиться.
  8. Позовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том,  как маленький мишка пошёл в детский сад, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку можно проиграть с игрушками. И в сказке и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет  этот  момент. (смысл: мама вернётся).
  9. Организуйте утро так, чтобы день у вас и у ребёнка прошёл спокойно. Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и ещё больше расстраивается.
  10.   Дома и саду говорите с ребёнком спокойно и уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берёт с собой в детский сад.
  11.  Пусть ребёнка отводит в детский сад тот родитель или родственник (по возможности), с которым легче расстаться.
  12.  Обязательно говорите, когда вы  придёте (после прогулки, обед или после того, когда поспит и покушает). Ребёнку легче знать, когда за ним придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания.
  13.  Придумайте свой ритуал прощания. Например: поцеловать, помахать рукой, сказать «Пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребёнок переживает.
  14.  Говорите ребёнку, что он ходит  в детский сад, потому что он большой.
  15.  Не наказывайте ребенка за его провинности детским садом.
Категория: Соколова Ж.А. | Добавил: СоколоваЖА (24.09.2020)
Просмотров: 700 | Рейтинг: 1.5/2
НОКО
Поиск по сайту
РОДИТЕЛЯМ!
Страница руководителя
Горячая линия

«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04

Наши достижения

Посмотреть

Безопасность
Категории раздела
Официальные сайты
Статистика