Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Режим работы ПН-ПН - 7:00-19:00 СБ,ВС - выходные дни
Контакты +7 (812) 572-15-88 podrostay-ka.ucoz.net
Email dou19.centr@obr.gov.spb.ru
Главная » Статьи » Наши специалисты » Соколова Ж.А.

Особенности медлительных детей

                             Медлительность – это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребёнка.

Главная особенность медлительных детей – более низкая , примерно в 2 раза , скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Обычно они робки, нерешительны. С трудом  вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами. Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, рассказывать стихотворение, петь песню. Начиная любую игру, они будут долго примериваться, прежде чем начать что-то сделать. Им легче выполнять то, что известно, опробовано ими, нежели что-то новое.

Причины медлительности:

-  Время ориентировки у  такого ребёнка гораздо продолжительнее. Это связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (от лат. скрытый. невидимый) период реакции (время проходящее от сигнала к началу действия до возникновения) у медлительных детей намного продолжительнее. Чем у их сверстников.

- Вторая особенность медлительных детей – более длительное время от сигнала к действию (деятельности) до начала этого действия. Сигналом к деятельности ребёнка обычно служит речевая инструкция (задание). Именно эта особенность определяет невозможность быстрого ответа, быстрой реакции медлительного ребёнка. Поэтому и включается в деятельность такой ребёнок в 1.5-2 раза медленнее, чем его сверстники. Эта особенность часто раздражает взрослых.

-Необходимо знать и всегда помнить, что новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность.

- Медлительные дети усваивают на треть  меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности  её подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. У каждого человека свой оптимальный темп деятельности. Взрослый человек может произвольно изменить  темп своей деятельности, ребёнок 5-6 лет практически не дифференцирует быстрый и меленный темпы и может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причём многие исследователи считают,  что индивидуальный темп деятельности –  врождённая характеристика, изменить  которую практически невозможно.

- Ещё  одной причиной резкого снижения скорости деятельности, трудностей переключения и длительного  «врабатывания» может быть ослабленность  организма ребёнка, состояние сильного физического и эмоционального напряжения, последствия тяжёлых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжёлые травмы, смерть близких и т.д.)

Социальное и личностное развитие медлительных  детей.

Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, бывают нерешительны, скованны, боятся чужих взрослых, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодествия. Как правило, ещё до школы у них накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами. Подобная подготовка к школе неизбежно вызывает  новые трудности, но главная беда в том, что ребёнок готов к ним, уверен, что так и должно быть, что это непреодолимо и он сам виноват. Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает их действия ещё более неловкими и медленными.

Поэтому первое, что необходимо сделать, - решить, в какой группе детей ребёнку будет интереснее. Это может быть художественная студия, кружок мягкой игрушки и т.д.  Занятия в группе сверстников и  с чужими взрослыми хотя бы в течение года до школы обязательны. Ребёнка необходимо настроить на общение со сверстниками, объяснить и проиграть ситуацию знакомства, просьбы, прощания. Нужно неоднакратно  проиграть разные ситуации общения с детьми, вселить уверенность, что всё будет хорошо, а если возникнут проблемы, их всегда можно разрешить.  У медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают своё недовольство, чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребёнка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребёнок.

Проведение занятий с медлительными детьми.

Важно понять, что при адекватном отношении к ребёнку и адекватных требованиях эти дети могут быть очень хорошо развиты и хорошо подготовлены к школе.

Иногда возникает потребность в специальных занятиях.  Но в основном развитие  ребёнка происходит повседневно, нужно только не торопиться, не игнорировать детские вопросы, не сердиться, разъяснить и показать несколько раз.

Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Наиболее успешна такая  тренировка в возрасте 4-6 лет.  Именно в этот период  следует обратить внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, когда за ребёнка все делают взрослые, либо чересчур активно  подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно , без спешки и недовольства учить ребёнка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук.

При обучении ребёнка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:

  • Четко сформулировать задачу
  • Составить план выполнения движений
  • Выделить ключевые (опорные) точки движения
  • Определить ориентиры для контроля и коррекции

 

Несколько рекомендаций взрослым, которые помогут эффективно  общаться и заниматься с медлительными детьми.

  1. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительная, требует умения сдерживаться и не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упрёков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых ещё больше замедляют включение в деятельность медлительного ребёнка.
  2. Не торопите, не подгоняйте ребёнка, не  напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Необходимо сделать всё, чтобы, осознавая свою медлительность, ребёнок в то же время не чувствовал свою  ущербность, неспособность. Приучите себя к  мысли: от того, что ребёнок медлительный, он не хороший и не плохой.
  3. По возможности разгрузите ребёнка, не увлекайтесь дополнительными нагрузками.
  4. Организуйте занятия по подготовке к школе так, чтобы они выполнялись в период с 15.00 до 17.00. необходимы перерывы и физкультминутки.
  5. Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.
  6. Помните , медлительному ребёнку нужно время на «раскачку».
  7. Необходимо ребёнку облегчить выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четкий организованный режим дня. Не конфликтуйте вечером, перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны, иначе успеха не будет.
  8. Придумайте какую-нибудь игру, которая поможет ребёнку  преодолеть свою медлительность, можно делать что-то вместе. Соревнуясь (но при этом важно не переборщить и подстроиться под его темп). Очень важно, чтобы взрослые всегда были спокойными и доброжелательными.
  9. Можно пошутить над «копушей», но по-доброму, без раздражения. Можно подчеркнуть это качество у себя, и пусть посмеётся ребёнок.

 

Категория: Соколова Ж.А. | Добавил: СоколоваЖА (16.04.2020)
Просмотров: 786 | Рейтинг: 0.0/0
НОКО
Поиск по сайту
РОДИТЕЛЯМ!
Страница руководителя
Горячая линия

«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04

Наши достижения

Посмотреть

Безопасность
Категории раздела
Официальные сайты
Статистика