Перейти на страницу НОКО
Главная » Статьи » Наши специалисты » Соколова Ж.А. |
Медлительность – это не патология, не нарушение в развитии, а индивидуальная особенность ребёнка. Главная особенность медлительных детей – более низкая , примерно в 2 раза , скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Обычно они робки, нерешительны. С трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами. Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы, рассказывать стихотворение, петь песню. Начиная любую игру, они будут долго примериваться, прежде чем начать что-то сделать. Им легче выполнять то, что известно, опробовано ими, нежели что-то новое. Причины медлительности: - Время ориентировки у такого ребёнка гораздо продолжительнее. Это связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (от лат. скрытый. невидимый) период реакции (время проходящее от сигнала к началу действия до возникновения) у медлительных детей намного продолжительнее. Чем у их сверстников. - Вторая особенность медлительных детей – более длительное время от сигнала к действию (деятельности) до начала этого действия. Сигналом к деятельности ребёнка обычно служит речевая инструкция (задание). Именно эта особенность определяет невозможность быстрого ответа, быстрой реакции медлительного ребёнка. Поэтому и включается в деятельность такой ребёнок в 1.5-2 раза медленнее, чем его сверстники. Эта особенность часто раздражает взрослых. -Необходимо знать и всегда помнить, что новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность. - Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности её подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного. У каждого человека свой оптимальный темп деятельности. Взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности, ребёнок 5-6 лет практически не дифференцирует быстрый и меленный темпы и может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причём многие исследователи считают, что индивидуальный темп деятельности – врождённая характеристика, изменить которую практически невозможно. - Ещё одной причиной резкого снижения скорости деятельности, трудностей переключения и длительного «врабатывания» может быть ослабленность организма ребёнка, состояние сильного физического и эмоционального напряжения, последствия тяжёлых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжёлые травмы, смерть близких и т.д.) Социальное и личностное развитие медлительных детей. Медлительные дети часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, бывают нерешительны, скованны, боятся чужих взрослых, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодествия. Как правило, ещё до школы у них накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами. Подобная подготовка к школе неизбежно вызывает новые трудности, но главная беда в том, что ребёнок готов к ним, уверен, что так и должно быть, что это непреодолимо и он сам виноват. Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, и эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает их действия ещё более неловкими и медленными. Поэтому первое, что необходимо сделать, - решить, в какой группе детей ребёнку будет интереснее. Это может быть художественная студия, кружок мягкой игрушки и т.д. Занятия в группе сверстников и с чужими взрослыми хотя бы в течение года до школы обязательны. Ребёнка необходимо настроить на общение со сверстниками, объяснить и проиграть ситуацию знакомства, просьбы, прощания. Нужно неоднакратно проиграть разные ситуации общения с детьми, вселить уверенность, что всё будет хорошо, а если возникнут проблемы, их всегда можно разрешить. У медлительных детей, особенно если взрослые постоянно выражают своё недовольство, чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребёнка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребёнок. Проведение занятий с медлительными детьми. Важно понять, что при адекватном отношении к ребёнку и адекватных требованиях эти дети могут быть очень хорошо развиты и хорошо подготовлены к школе. Иногда возникает потребность в специальных занятиях. Но в основном развитие ребёнка происходит повседневно, нужно только не торопиться, не игнорировать детские вопросы, не сердиться, разъяснить и показать несколько раз. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте 4-6 лет. Именно в этот период следует обратить внимание на медлительных детей. Необходимо избегать крайностей, когда за ребёнка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Нужно постепенно , без спешки и недовольства учить ребёнка выполнять все необходимые действия. Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук. При обучении ребёнка каким-либо новым двигательным действиям необходимо:
Несколько рекомендаций взрослым, которые помогут эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.
| |
Просмотров: 1480 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Соколова Ж.А. [15] |
Макарова А.С. [23] |
Морякова Е.Е. [19] |