Перейти на страницу НОКО
Главная » Статьи » Дневники групп » Группа Смешарики |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: - интересен детям; - понятен детям; - доступен для запоминания и размышления над ним детьми. Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям. Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой. Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Идея сказок не нова. Известно, что еще в 20-х годах в СССР во время проведения массовых кампаний «День леса», работники лесного хозяйства сами сочиняли и читали малышам «лесные сказки», стараясь с помощью незамысловатого сюжета передать детям лесоохранные знания и экологическую культуру. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе. В чем особенность экологических сказок? Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Почему они интересны детям? Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе. Какова их роль? Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. Так почему мы их пишем? На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний на практике, мною были написаны экологические сказки различного содержания для детей старшего дошкольного возраста. Это сказки о комнатных растениях: Как человек приручил растения, Как у росточка появилось имя, Бабушка Федора и Герань, Самый смелый цветок. О различных явлениях природы: Хмурая туча, Доброе облако, Все цвета радуги; сказки о животных и насекомых – Просто гусеница, Не будите медведя, Зачем зайцу белая шуба? И др., а так же сказки о взаимодействии человека и природы. Такие как, Пропавшие цветы, Как не вернулись птицы, Дедушкин огород. Сегодня я хочу представить Вам сказку «Дедушкин огород». «ДЕДУШКИН ОГОРОД» Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде. Позвал дед бабку. - Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать? - Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо! Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно. - Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать? - И я не знаю. Давай спросим у внучки. Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка. -Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня? -Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать? - А где вы эту воду набирали? - Так это…я в нашей реке воду набрал… - Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая. Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород! Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук. Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка. - Что звали меня, хозяева? - Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет! - Так может землю эту порыхлить надо? Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли… и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак… - Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку! Прибежали и Кошка, и Мышка. - Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю! Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор! Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки. А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье! Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада. А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным. В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость. Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом все должна проходить тема сохранения природы. И на сегодняшний день специалисты (будь то ученые, писатели, педагоги, экологи или воспитатели), по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня. Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников. | |
Просмотров: 1068 | |
«Горячая линия»
Комитета по образованию -
576 20 19
Горячая линия инспекции
Комитета по образованию
572-17-04
Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних
Страница Комитета по образованию
Группа Малышок [67] |
Группа Лучики [101] |
Группа Непоседы [3] |
Группа Особый ребенок [31] |
Группа Росточки [188] |
Группа Радуга [70] |
Группа Говорушки [89] |
Группа Пчёлки [15] |
Группа Смешарики [97] |
Группа Барбарики [101] |
Группа Семицветик [62] |
Группа Крепыши [42] |
Группа Одуванчики [87] |
Группа Звёздочки [51] |
Группа Ягодки [83] |
Группа Ромашки [0] |